Притча о закваске
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Матфея 13:33
Лк.13:20-21
 
 
 
 
 
 
Предыстория появления евангельских христиан-баптистов в Росcии PDF E-mail

Предыстория появления евангельских христиан-баптистов в России

 

         Евангельские христиане-баптисты – это христианское сообщество. Поэтому разговор о предыстории их появления в России следует начинать со времени появления христианства в древнерусском государстве.

         Как известно, Киевская Русь официально приняла христианство в качестве государственной религии при князе Владимире Святославовиче. Считается, что началом этого процесса стало крещение киевлян, произошедшее в 988 году. Это событие ещё именуется Крещением Руси. Однако князь Владимир и его соратники не были  первыми приверженцами христианства в Древней Руси.  Как известно, ещё бабушка Владимира – княгиня Ольга считала себя последовательницей Христа. Вероятно, христианство проникало на Русь различными путями. К христианской церкви принадлежали многие  иностранные купцы, посещавшие Русь и жившие в древнерусских городах. На Руси иногда с миссионерскими целями появлялись и христианские служители. Точное число приверженцев христианства в довладимировой Руси  неизвестно, но ясно, что среди русичей были христиане.

Первоначальными центрами распространение христианства стали города. Проникновение христианства в сельскую глубинку происходило позже, к середине XI века.

         Христианизация населения Киевской Руси  часто носила формальный характер. Обычным делом было двоеверие, когда люди, которые считались христианами, одновременно совершали и языческие обряды.  Такое положение дел сохранялось довольно долго.  И хотя постепенно почитание древнерусских языческих божеств исчезало,  большинство жителей древней Руси не были хорошо знакомы с сутью христианского учения.  

 

Несмотря на отдельные примеры высокой духовности, невысокий уровень духовного просвещения был характерен и для Киевское Руси и для периода монголо-татарского государства. Среди отдельных групп верующих, отличавшихся посвященностью Христу и стремлением жить по учению Евангелия  можно отметить особо  духовных сподвижников Сергия Радонежского и монахов-нестяжателей (последвователей Нила Сорского).   

         В середине XVII столетия в Русской православной церкви произошел раскол, вызванный обрядовыми реформами, происходившими при патриархе Никоне. В силу исторических причин и обстоятельств, споры об обрядах для русских людей того времени были  непрерывно связаны с вопросом о правильной вере и спасении души.

         Именно желание спасти свою душу и отстоять правду (так как они ее понимали) вызвало появление таких личностей среди защитников старых обрядов как протопоп Аввакум и боярыня Морозова. В дальнейшем старообрядческое движение разделилось на целый ряд направлений.

         В процессе раскола и развития старообрядческого движения очень большой процент населения страны оказалось вовлеченным в религиозные споры. Некоторые из них вообще поставили под сомнение церковную обрядность, и заодно и Библию, считая, что можно непосредственно общаться с Богом. Так возникло движение духоборов.

         Через некоторое время из среды духоборов выделилась группа во главе с Семеном Уклеиным, которая, признавая бесполезность церковной обрядности, признавала, тем не менее, авторитет Библии. Так возникло движение молокан.

         Духовные христиане-молокане были известны своим трудолюбием, честностью, не приятием насилия, трезвым образом жизни. Молокане совершенно не употребляли алкоголя.  Их церковная и личная жизнь была пронизана библейскими текстами, Именно из среды молокан и вышли первые верующие баптисты.

         Появлению российского баптизма предшествовало появление и распространение текстов Нового Завета Библии на русском языке. Вплоть до начала XIX века у русских людей не было  собственного перевода Священного Писания. А церковно-славянский язык для многих был непонятен или малопонятен. Первый перевод Нового Завета был осуществлен Российским Библейским Обществом в 1822 году. Огромный интерес к изучению Священного Писания, существовавший во всех слоях российского общества во времена реформ императора Александра II и особенно после крестьянской реформы (отмены крепостного права) в 1861 году, привел к духовным исканиям. Эти искания в конечном счете и привели к появлению в России духовного движения, стремящегося  всецело верить и жить в соответствии со Словом Божиим (Библией) – баптистов.

 

Баптисты

Слово «баптизм» происходит от греческого слова «баптидзо» (крестить, погружать). Это наименование укрепилось за баптистами в силу того, что они преподавали крещение взрослым людям после осознанного принятия Евангелия через покаяние. Евангелие (Благая Весть) согласно Новому Завету Библии состоит в том, что Сын Божий Господь Иисус Христос будучи абсолютно безгрешным принял мученическую смерть на кресте за грехи всего человечества. Вера в это и посвящение жизни Христу приводят к прощению грехов и  райской жизни вечной. Крещение является выражением осознанной веры и обращения (покаяния). Поэтому баптисты не крестят младенцев, неверующих и тех, кто зная Евангелие еще не пережив подлинного обращения к вере. Крещение преподается через полное погружение в воду в знак духовного единения со смертью Христа и духовного погребения прошлой   греховной жизни.

Баптисты появились в Голландии и Англии в начале XVII века. Баптисты были продолжателями дела великой протестантской Реформации XVI века, стремились вернуть  церковь к первохристианству. Баптисты сочли недостаточным реформирование католической церковной жизни, предпринятую Мартином Лютером, Ульрихом Цвингли, Жаном Кальвином и другими реформаторами. Баптисты постарались вернуться к библейскому учению о духовном обращении (рождении свыше), о крещении по вере (взрослых людей, переживших обращение) и о церковной общине истинно верующих, к которой люди присоединяются по убеждению, а не по рождению.

К важнейшим вероучительным убеждениям (принципам) баптистов относятся следующие:

 

1. Библия – основа веры, жизни и морали верующих. Изучение Библии обязательно для всех верующих.

2. Церковь должна состоять только из подлинно верующих людей. Принятие в члены церковного коллектива осуществляется только после собеседования.

3. Крещение при причащение совершаются только для подлинно верующих. Баптисты считают, что обряды без подлинной веры бессмысленны.

4. Самостоятельность каждой церковной общины. Каждая церковь сама избирает служителей и решает свои внутренние проблемы самостоятельно.

5. Все верующие являются священниками. Важнейшие решения принимаются на общих собраниях общины; все верующие должны участвовать в жизни церкви и проповедовать Евангелия.

6. Свобода совести для всех людей. Свобода личного выбора -  это дар Божий всякому человеку; никто не в праве навязывать человеку какие-либо религиозные или атеистические убеждения.

7. Отделение церкви от государства. Церковь и государство созданы Богом для разных целей и не должны вмешиваться в дела друг друга.

Хотя баптисты дорожат своими вероучительными убеждениями, считая их библейскими, они признают,  что прощение грехов и спасение души даруется Богом всеми искренне и осознанно верующими во Христа к какой бы христианской конфессии они не принадлежали.

 
Другие материалы