Притча о почетном месте
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Конгрессы и сьезды PDF E-mail

Конгрессы и съезды.

 

         Почему баптисты собираются на конгрессы? Что это за мероприятие?

Такие вопросы можно слышать сегодня, когда Российский Союз евангельских христиан-баптистов, уже в третий раз проводит свой конгресс.

         Само слово конгресс происходит от лат. congressus — встреча, собрание. То есть это встреча единомышленников. В отличие от съездов, куда выбираются делегаты и где принимаются решения, конгрессы привлекательны своей открытостью.

         Баптизму интересен и привлекателен  тем, что наряду с учением о всеобщем священстве, где каждый возрождённый христианин является священником, имеющим примой доступ к Господу и автономности (то есть независимости от иерархических структур) каждой поместной церкви. Не смотря на это баптисты в течении всех четырёх веков своего существования как конфессии стремились к общению и консолидации.

         Именно поэтому в Англии 17 века появились ассамблеи баптистов, где обсуждались самые разные вопросы. Порою это были очень острые обсуждения приводящие к расколу в движении, однако это была подлинная соборность и всеобщий поиск решения. У мирового баптизма очень непростая история в которой были самые разные периоды. Только в середине 19 века мировой баптизм  начал стремится к единству в общении. В 1905 году в Лондоне собрался первый всемирный конгресс баптистов. На этом конгресс присутствовала большая русская делегация, которая заявила, что русский баптизм существует не смотря на все притеснения и является неотъемлемой частью семьи мирового баптизма. Этот конгресс знаменит тем, что на нём были окончательно согласованы и приятны семь Вероучительные принципов баптизма.  Следующий всемирный конгресс проходил в 1911 году в Филадельфии и в нём также участвовала большая русская делегация. Следующий конгресс из-за воин и смут пришлось переносить. Всемирное  баптистское братство собралось только в 1923 году на третий всемирный конгресс в Стокгольме. На этом конгресс присутствовала большая делегация из Советского Союза представлявшая союзы евангельских - христиан баптистов и евангельских христиан. Это конгресс примечателен эпизодом с советским красным флагом. СССР в то время был не признан мировым сообществом и государственный флаг не был вывешен среди флагов других стран участниц конгресса. Советская делегация баптистов потребовало внести флаг и красное знамя было внесено. В Стокгольме русские братья убеждали мировое баптистское сообщество, что в Советском Союзе установлена полная религиозная свобода. Однако, они сами ещё не знали на сколько ошибочными были их радужные надежды. Четвёртый Всемирный конгресс баптистов собрался в Канадском городе Торонто в 1928 году. Большая делегация из СССР прибыла на Конгресс. Это были представители Федеративного Союза Баптистов СССР. От Союза  Евангельских христиан прибыл Иван Степанович Проханов, который до этого момента был вице-президентом Всемирного Союза баптистов. Перед отъездом на Конгресс власти предупреждали делегатов, чтобы они не возвращались обратно в СССР, что их назад не ждут. За границей остались только Яков Яковлевич Винс, как гражданин Канады и Иван Степанович Проханов, который был занят организацией Всемирного евангельского Союза. Все остальные вернулись в Советскую России и испили чашу скорби в лагерях Гулага.  В СССР начались гонения на верующих, затем вторая мировая война и наши братья смоги участвовать  только в девятом юбилейном Всемирном конгресс баптистов, который прошёл в Лондоне в 1955 году. С этого момента делегации русских баптистов участвовали во всех конгрессах.

         Но это на мировой арене. Российскому баптизму ближе были не огромные конгрессы, а съезды. Это вызвано было тем, что практически вся история русского баптизма проходило в условиях гонений. Вопрос стоял только в степени интенсивности этих гонений. Съезды же носили более компактный и деловой характер. Принято считать, что первый съезд русских баптистов прошёл в 1884 году в селе Ново-Васильевка Таврической губернии. Это не совсем верно. На этом съезде был образован Союз баптистов южной России. И можно назвать этот съезд первым съездом баптистского союза. Однако первая попытка собраться была предпринята в октябре 1979 года. Тогда в Тифлисе была проведена первая Конференция с целью создания Союза. Первоначально предполагали, что это будет съезд, но видимо было ещё не время. Затем состоялся братский съезд в немецкой Колонии Рюкенау в мае 1882 года. Здесь был организован миссионерский комитет и миссионерская касса. В 1883 году состоялся миссионерский съезд русских баптистов в Таврической губернии.  О съезде или конференции 1884 года мы уже упомянули. Затем проходят съезды в 1885, в 1886 , 1889, 1890, в 1898, 1902 годах. Это были очень трудные годы. Шли жестокие гонения поэтому собраться удавалось всего несколько человек. Протоколы вели завуалировано, называя миссионеров охотниками. В тот период многие видные работники братства находились в тюрьмах., ссылках или эмиграции. Только в 1903 году в Царицыне был проведён полноценный съезд, на который пригласили представителей евангельских христиан или, как их тогда называли, «пашковцев». Председателем Союза баптистов был в то время Дей Иванович Мазаев. Он жил в Нахичиване-на-Дону, который тогда был рядом с Ростово-на-Дону (сейчас это один город). Поэтому съезды 1904, 1905, 1906, 1907 годов проходили в этом городе Съезд 1905 года принял наименование одинаковое для всех поместных церквей – Евангельские христиане-баптисты. Съезд 1908 года проходил в Киеве, а в 1909 году состоялся знаменитый съезд в Одессе, который закончился арестом почти всех его участников. Далее были съезды в 1910 и 1911 году. Съезд в Москве 1911 года был последнем съездом русских баптистов царское время. В следующий раз удалось собратья только после февральской революции в мае 1917 года во Владикавказе. Следующий съезд прошёл в 1920 году в Москве и был посвящён объединений с евангельскими христианами в один союз. Шла  гражданская война и собирать Всероссийские съезды было невозможно, поэтому первым подлинно всероссийским съездом после 1917 года можно назвать съезд баптистов в Москве в 1921 году на который прибыло 193 делегата. Не смогли прибыть делегаты только с Дальнего Востока.

Съезд 1926 года собрал 300 делегатов, которые представляли 3600 общин входивших в Федеративный Союз Баптистов. Это был поистине триумфальный съезд, но он оказался последним чисто баптистским съездом в России. Власть начала бороться с религией и аппарат, да и вся структура Союза были разгромлены.

Евангельские христиане провели в 1909 году свой первый съезд на котором был образован Всероссийский Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ). До 1926 года Союз Евангельских Христиан провёл десять съездов. Десятый съезд в 1926 году провозгласил, что Евангелие победно шествует по стране. На съезд прибыло 503 участника, из ни 350 представителей поместных церквей, которые представляли 52 отдела братства. Съезд наметил грандиозные задачи. Однако воинствующие атеисты решили помешать христианам и не допустить превращение коммунистической России в Евангельскую. Начались репрессии.

         В следующий раз двум союзом удалось собраться только в октябре 1944 года на Всесоюзное совещание и то, под пристальным контролем спецслужб. На этом очень малочисленном совещании было решено объединить евангельский и баптистский союзы, которые были уже фактически едины к тому моменту. К сожалению власть настояла на том, что уставом нового Союза под названием Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) не предусматривалось созыв съездов. Только под мощным давлением и благодаря подвигу веры многих братьев и сестёр советская власть разрешило в октябре 1963 года собрать совещание, на которое прибыло более 400 делегатов. На второй день это совещание объявили съездом и приняли новый устав Союза по котором съезды должны собираться регулярно, сначала они собирались  раз в три года, а  после    раз в четыре года. В 1969 году встал вопрос о порядковых номерах съездов. Тогда решили сложить количество  всех съездов евангельских христиан и баптистов до войны. Получилось число 36, затем прибавили послевоенные съезды и получилось, что в 1969 году прошёл 40-й съезд евангельских христиан-баптистов.

         Первый конгресс  братства прошёл 2004 году.

 
Другие материалы