Притча о бесплодной смоковнице
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Единство ради миссии PDF E-mail

Единство ради миссии

               Для успешной миссионерской работы в России в конце XIX столетия необходимо было объединение всех евангельских течений, которые ставят Евангелие на первое место в своей повседневной жизни. Такие течения не мыслят служение без проповеди Христа всем народам до края земли. Ради исполнения воли Божьей евангельские группы, существовавшие в России в то время, были готовы не замечать вероучительные особенности, которые бы их разъединяли. Это произойдет позже, когда вероучительные различия станут угрожать единству общин. Но в то время сама идея проповеди Евангелия в самой большой стране мира – России позволяла игнорировать второстепенные вероучительные вопросы и искать пути к единению во Христе.

           Инициатива объединения и координации миссионерских усилий исходила из различных источников. Но целенаправленно этим начал заниматься полковник Пашков и его соратники. Пашков был очень хорошим организатором и обладал большими материальными ресурсами. Однако энергичная деятельность Пашкова в России была прервана вмешательством обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева. Сам Царь велел Пашкову не ступать на русскую землю. И все же идею объединения, вдохновленную Самим Господом, задушить было невозможно.

         Не прошло и месяца после разгона так и не завершенного петербургского съезда, как 30 апреля 1884 года в селе Нововасильевка Таврической губернии прошел первый самостоятельный съезд русских баптистов. До этого поместные церкви действовали самостоятельно. Однако баптисты четко понимали: донести Евангелие до российского народа можно только объединив усилия. Собственно с этого момента и ведется отсчет начала существования Российского Союза евангельских христиан-баптистов, целью создания которого была координация миссионерской деятельности.

         Подробности об этом значительном для развития миссии в России событии приведены в протоколе, который опубликовал известный исследователь епископ Алексий в «Материалах для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия», изданных в Казани в 1908 году. Этот протокол был изъят в 1887 году при аресте Софрона Головченко и Андрея Ананьевича Стоялова – пресвитера нововасильевской общины.

На съезд прибыло 33 делегата, 6 гостей и несколько членов местной нововасильевской церкви. Нововасильевская церковь в то время была заметным миссионерским центром, поэтому на ее базе и был проведен съезд. Церковь представляли такие известные в то время братья, как Василий Романович Колодин; Андрей Ананьевич Стоялов, в будущем выдающийся благовестник, который за крещение новообращенных из православия  был приговорен к отбыванию срока в арестантских ротах; Иван Григорьевич Четвертиков, Митр ДА ПРАВИЛЬНО Савельевич Черемисин и др. Из села Астраханки среди прочих прибыли известные миссионеры Федор и Максим Балихины. В дальнейшем Федор Балихин нес миссионерское служение более чем в 35 губерниях России. Он лично крестил более 1300 человек. Были также братья из Крыма, из молочанской немецкой церкви, среди которых – Иван Иванович Виллер, немало потрудившийся ради пробуждения жителей немецких колоний на юге Украины. Прибыли братья из Екатеринославской губернии. Из Херсонской губернии приехал Михаил Тимофеевич Ратушный, пионер евангельского движения на юге России, трижды отбывший тюремное заключение за исповедание веры в Иисуса Христа. Из села Любомирка  ?? приехал Иван Григорьевич Рябошапка, неутомимый проповедник Евангелия, который неоднократно подвергался тюремному заключению. Его служение овеяно легендами, которые до сих пор помнят и пересказывают. Из деревни Карловка прибыл Тимофей Осипович Хлыстун, известный проповедник Евангелия и страдалец за веру. Из Петербурга смог приехать только Иван Вениаминович Каргель, впоследствии известный экзегет и богослов, который сопровождал доктора Бедекера в его первой миссионерской поездке по тюрьмам Сибири и Дальнего Востока. Среди гостей были водные молокане. Самые известные из них – братья Харитон и Зиновий Захаровы. Они обратились из молокан к евангельским истинам в результате благовестнической деятельности Я.Д. Делякова. К сожалению, общины Кавказа не смогли прислать своих представителей, однако от них были получены письма с предложениями относительно проведения миссионерской работы.

         На съезде поднималось множество насущных вопросов, первостепенным из которых был вопрос миссии. Прежде всего необходимо было определить, какие местности открыты для благовестия, куда необходимо направлять евангелистов. Собравшиеся провели немало времени в размышлениях и молитвах, чтобы услышать от Господа ответы на эти вопросы. Первым таким районом стала Херсонская губерния. В ней были выделены Херсонский, Одесский, Елизаветоградский и Ананьевский уезды. В Одесский и Ананьевский уезды для благовестнической деятельности на четыре месяца был назначен Михаил Ратушный. А в Елизаветоградский и Херсонский уезды также на четыре месяца был направлен Трифон Хлыстун. Вторым важным местом благовестия стала Киевская губерния.  Туда был послан на полный миссионерский год Иван Рябошапка. Третьим местом оказалась Таврическая губерния. Съезд назначил туда миссионером Василия Романовича Колодина на два месяца и Андрея Ананьевича Стоялова   на четыре месяца  (ИСПРАВЛЕНО), которому съезд поручил также трудиться и в Екатеринославской губернии. 

         Новым полем деятельности было названо Ставрополье, куда в 1882 году в район  Горькой Балки были переселены верующие из Херсонской губернии во главе с пресвитером Григорием Трифоновичем  Кушнеренко. Они основали село Никольское. В то время по городам вдоль кавказской линии бурно распространялось страшное заблуждение хлыстовщины, и там не было евангелиста, проповедовавшего здравое учение, спасительную весть о Господе Иисусе Христе. Съезд увидел в переселении братьев в Никольское мудрое провидение Отца Небесного, желающего пролить Свой Божественный свет через Своих посланников – миссионеров. Через Кушнеренко обратились к евангельской истине несколько человек из хлыстовской секты, и ему  было поручено потрудиться здесь четыре месяца.

         Особо обсуждалась миссионерская работа на Кавказе. Е.М. Богданов прислал письмо от тифлисской общины, в котором сообщал, что община хочет продолжить работу миссии объединенными силами, а также готова поддержать все начинания и участвовать в общей миссионерской кассе. Однако он просил предоставить право иметь на Кавказе свою миссионерскую кассу и позволить избирать миссионеров из числа братьев, проживающих здесь. Стоит отметить, что подбор кандидатуры миссионера осуществлялся очень тщательно. Случайный человек не мог стать миссионером. В миссионеры выдвигались испытанные братья, имеющие добрые свидетельства о своем труде. Миссионер выдвигался съездом и отчитывался перед ним.

         На конференции в Рюкенау была организована миссионерская касса для содержания миссионеров, избранных конференцией. Касса успешно функционировала, и при открытии съезда ревизионная комиссия, в которую были назначены Василий Романович Колодин и Максим Прохорович Балихин, проверила кассу и нашла ее ведение и состояние в полном порядке. В ней оказалось наличными деньгами 2373 рубля 72 копейки. После того как съезд определился с районами деятельности миссионеров, встал вопрос, довольно ли им вознаграждения, выделяемого съездом в рамках установленного в Рюкенау. Было предложено позаимствовать опыт братских менонитов и определить 500 рублей с квартирными деньгами в качестве жалованья евангелиста на год, считая восемь месяцев деятельности вне дома ПОРЯДОК СЛОВ И СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАКОВ?. ДА Таков. Жалованье евангелиста, занимающегося четыре месяца проповедью, составляло 175 рублей. Путевые расходы покрывались из союзной кассы отдельно в экстренном порядке. Это достойное для того времени жалованье было единогласно принято съездом. Полное миссионерское жалованье, то есть 500 рублей в год, было дано Ивану Рябошапке. Также было решено назначить особое жалованье Василию Гурьевичу Павлову. Учитывая, что он получал жалованье от немецко-американского миссионерского комитета, по его желанию съезд назначил ему добавочное содержание в размере 200 рублей и 300 рублей в год на путевые расходы. Павлов был обязан предоставлять все счета миссионерскому комитету и давать отчет о своей деятельности.

         Участники съезда были рады тому, что Бог открывает им двери для благовествования о великом и чудном спасении в Иисусе Христе, что Он дает для служения усердных братьев, имеющих ревность проповедовать грешникам Благую весть. Съезд  отметил, что Бог расположил сердца братьев, которые щедро жертвовали   на дело благовестия в России. Без этих пожертвований руки благовестников были бы связаны. Съезд избрал миссионерский комитет в количестве 12 представителей от общин и   регионов (Да! Так).  которые наблюдали за делом миссии в своих районах. Председателем комитета был избран И. Виллер, а кассиром – И. Исаак.

          Члены комитета собирали деньги для миссии и раз в три месяца сдавали их в союзную кассу. Каждый член церкви должен был жертвовать на дело миссии с охотой. Был приведен пример сестер Нововасильевской церкви, которые решили выделять для дела Господня доход от одной курицы, от которой они брали яйца и продавали их на рынке, собрав, таким образом, в течение года 37 рублей. Было подчеркнуто, что если человек желает пожертвовать на дело миссии, то он обязательно найдет способ. Если христиан является земледельцем, то он может жертвовать во имя Господа часть посева, огорода или виноградника. Желательно, чтобы верующие относились к этому ревностно и жертвенно и ежегодно отдавали на дело служения десятую часть дохода. Собравшиеся отметили, что пожертвования – это барометр духовной жизни христианина. Председатель съезда поставил вопрос о подчинении миссионеров съезду и миссионерскому комитету. Съезд решил, что миссионеры, получающие жалованье  или путевые расходы из кассы союза, обязаны держать перед комитетом и съездами отчет и нести служение в точно назначенном им месте.

         Кроме проблем миссии съезд обсуждал и другие вопросы, однако решения, касающиеся миссионерского служения, было принято единогласно считать обязательными для исполнения всеми церквями, потому что именно в них заключались смысл и цель создания русского союза баптистов.

         Итак, братья очень серьезно подошли к проблеме организации и планирования миссии. Они определяли места служения, а также кто именно будет заниматься служением и на каких условиях.  Служители полностью отчитывались за свои действия. Эта позиция имела успех, несмотря на гонения со стороны властей. Миссионерская деятельность русских баптистов благодаря объединению всех заинтересованных сил принесла  значительные плоды.

 

 

 
Другие материалы