Притча о заблудшей овце
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Сумка книгоноши PDF E-mail

Сумка книгоноши

 

            Захожу в христианский книжный магазин и глаза разбегаются от выбора книг. На полках стоят разнообразные издания Библий,  комментарии к книгам Библий, рассуждения о духовной жизни, советы о том как преуспеть в служении. Большой выбор художественной литературы, поэзия, романы, мемуары. Что читать? От такого выбора дух захватывает и порою служители не могут посоветовать, так как и сами не могут прочесть всё, что издают сегодня христианские издательства.  

            Стоя перед красивыми витринами и выбирая книги в подарок друзьям я вдруг задумался: А какие же книги предлагали книгоноши – путешествуя по городам и весям необъятной России в конце позапрошлого столетия. Вот книгоноша входит в трактир, или на ярмарку, а может быть он въезжает в село на телеге, запряжённой лошадью, останавливается в людном месте, открывает свою объемистую сумку и начинает раскладывать свой необычный товар. «Подходите!» кричит книгоноша, «покупайте Слово  Божие!». «Прочтите это, и вы узнайте как войти в Царствие Небесное», «Это Истина! Купите Истину!». Люди подходили, рассматривали, покупали, спорили. Давайте взглянем на эти книги. Что же предлагал книгоноша?

            Прежде всего показывал Библии и Новые Заветы. Цены на них были самые разные – от трёх копеек за Евангелие от Иоанна до одного рубля за Библию в твёрдом переплёте. Эти издания печатались за счёт средств полковника Пашкова, поэтому цена была символическая. Эти Библии и Новые Заветы были одобрены и напечатаны в типографии Священного Синода Русской православной церкви. Однако у экземпляров распространяемых книгоношами было одно существенное отличие. Пашков совместно со своими соратниками разработал сложную систему подчёркиваний и выделений тех текстов и отрывков, которые были особенно важными для спасения и духовного возрождения читателя. Книгоноши распространили более трёх тысяч экземпляров Новых Заветов где  вручную были подчёркнуты важнейшие стихи. Ученик лорда Редстока – доктор Бедекер, который самоотверженно служил делу распространения Писания в России, лично, собственноручно подчеркнул красными чернилами в сотнях Библий избранные стихи, которые говорили о Божьем сострадании  и милости к грешникам.  Это был кропотливый, медленный и очень утомительный труд, но пылкая любовь к Иисусу и погибающим грешникам давали доктору Бедекеру силы и он делал это с особой радостью. В некоторых изданиях абзацы, касающиеся оправданию верой, были подчёркнуты цветными чернилами, в других использовались горизонтальные и вертикальные линии, чтобы привлечь внимание читателя. Эти подчёркивания вызывали большое недовольство властей, и были случаи, когда разрешали распространять исключительно Библии и Новые Заветы без подчёркивания. Власти очень беспокоило содержание подчёркнутых текстов и они обвиняли Пашкова в том, что он считает, что не всё Священное Писание не есть Слово Божие. Это не соответствовало действительности. Пашков верил в богодухновенность  Священного Писание, но он очень хотел, чтобы русский читатель особо обратил внимание на спасение по благодати, а не по делам, чтобы люди читающие Новый Завет, поняли, что «Бог есть любовь». Однако этого очень боялись чиновники Священного Синода. Они видели в этом угрозу распространения в России идей протестантизма. Такие идеи считались чуждыми русскому православному народу.  Однако и Пашков и книгоноши, распространяющие Слово Божие не несли в народ чуждых идей. Они и не помышляли подрывать какие-то традиции и устои православия. Целью  Общества по поощрение духовно нравственного чтения которое учредил Василий Александрович Пашков со своими друзьями в 1876 году не публиковало и не распространяло материалов противоречащих православному учению. Если до 1876 года книгоноши   распространяли литературу  изданную в основном иностранными Библейскими обществами, то после начала деятельности общества, книгоноша предлагал издания этого общества. Это было очень удобно. Во первых богатый выбор – за восемь лет существования общества было опубликовано более двухсот брошюр, некоторые из них выдержали до двенадцати изданий. Во вторых цена – брошюры стили от полкопейки – до восьми копеек. Книгоноша получал скидку. В третьих – в крупных городах были склады, где книгоноша мог пополнить запас литературы. Многие книгоноши обеспечивались бесплатными проездными документами для проезда по железной дороги. Это делал один из учредителей общества  - министр путей сообщения – граф Бобринский.

            Но вернёмся к сумки книгоноши. Кроме книг священного Писания он предлагал сборники гимнов: «Любимы стихи» и «Радостные песни Сиона». Не смотря на то, что эти сборники критиковал сам обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, они стали очень популярными среди простого народа. Песни из этих сборников пели не только на собраниях в домах аристократии Петербурга и Москвы, но и молокане Самары, штундисты Крыма и многие другие.

            Из художественной литературы книгоноши предлагали книгу Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима» эту книгу перевела с английского дочь   героя Отечественной войны 1812 года, поэта  Дениса Давыдова -  Юлия Денисовна Засецкая. Об этом переводе высоко отзывался друг Засецкой писатель Николай Лесков. Книга была издана тремя частями. Константин Победоносцев был очень расстроен выходом этой книги. Он полагал, что эта книга не прошла церковную цензуру, хотя это не соответствовало действительности.   

            Книгоноши предлагали брошюры, в которых  содержались свидетельства людей обратившихся к Господу. Одна из таких брошюр называлась «Он любит меня» - это свидетельство слепого Гориновича, бывшего нигилиста.

            Кроме брошюр книгоноши распространяли ежемесячную газету «Русский рабочий». Издание газеты началось в 1875 году. Идея газеты была позаимствована в Англии, где издавалась газета с таким же названием. Многое бралось из английского прототипа. Однако было много чисто русского православного материала. На восьми полосах газеты печатались проповеди Иоанна Златоуста и Тихона Задонского. В газете были многочисленные материалы, которые поднимали дух человека, побуждали его к следованию за Господом. Издавала газету Мария Григорьевна Пейкер. Газета была нацелена именно на простой рабочий люд.  Тираж газеты вырос с двухсот экземпляров до трёх тысяч. Газету «Русский рабочий» оценило даже православное священство. Даже правительственная газета в 1884 году рекомендовало «Русский рабочий» как одно из лучших изданий для простых людей, особенно хваля его картинки, невысокую цену и полезное содержание.

            Далее книгоноша раскладывал брошюры написанные епископом воронежским святителем Тихоном: «Христос грешную душу к себе призывающий и воздыхание грешной души ко Христу Сыну Божию» - брошюра написана от лица Иисуса Христа и от лица  грешника взывающего к Спасителю. «О вере во Христа Спасителя», в этой брошюре митрополит  Тихон объясняет, что только живая и деятельная вера во Христа приводит людей к спасению. Брошюра «Свойство христианской веры» рассказывает, что кто имеет сердечную веру во Христа тот: а) не хочет против совести грешить; б) тот любит Христа и заповеди Его исполняет; в) греховная и бесплодная жизнь христиан служит доказательством их неверия, хотя бы они устами своими исповедовали веру. В брошюре «О слове Божьем» Тихон разъясняет понятия о Библии, как о Слове Божьем, излагается её содержание и утверждается, что Библию необходимо читать всем и слушать её. В брошюре даются необходимые наставления о том, как следует читать Библию. В брошюре «Покаяние» говорится о таинстве покаяния, даются советы грешнику, чтобы он обратился с верую к Спасителю Иисусу, покаялся в своих греховных поступках и не откладывал покаяния до болезни, до старости или кончины. Брошюра «О пьянстве» убеждает читателя оставить пристрастие к употреблению спиртных напитков, указывая о великом вреде души человека, который наносится пьянством. Брошюра «Христианские нравоучения» призывает к борьбе с греховными страстями, к смирению, к братским отношениям к людям. Говорит о крепкой надежде и об уповании христианина во всём на Бога.  Брошюра «О конце добрых дел» заключает в себе разъяснения – какие дела с христианской точки зрения могут быть признаны истинными и добрыми. Указывается на необходимость добрых дел для спасения человека.

В брошюре Бориса Фёдорова «Иосиф Прекрасный» излагается назидательная библейская история об Иосифе. Брошюра «Из бесед преосвященного Михаила, митрополита новгородского и петербургского, - о том, мог ли закон, пророки и жертвы спасти человека и для чего они установлены и даны от Бога?» посвящена оправданию верой. В комментариях противников деятельности полковника Пашкова той поры   сказано, что общество неспроста напечатало эту брошюру, так как первосвященный Михаил рассматривает вопрос об оправдание верой,   с православно-библейской точки зрения. Это объяснение  близко к протестантизму, хотя Михаил разъяснеет его в православном духе.

Брошюра «Молитва Господня в молитвенном изъяснении» содержит в себе толкование молитвы Господней. Брошюра «Мир Вам» с изображением Иисуса Христа благословляющего семью крестьянина говорит о необходимости твёрдой и непоколебимой вере в Иисуса Христа, а также о надлежащим отношении между супругами,  родителями и детьми. О необходимой заботе о домашних, об ответственности за семью, о трудолюбии и трезвости. Брошюра «Вино – злейший враг человечества» в рисунках изображала гибельные последствия пьянства. «Полезные наставления детям» - краткая инструкция детям, о том, как они должны вести себя в отношении к родителям. Рассказ «Вынужденная ложь» повествует о том, как мальчик в результате постоянной лжи потерял свою честь, которую потом было трудно восстановить. Автор призывает отказаться от лжи, даже если она вынужденная и прививать себе отвращение ко лжи.

Эти брошюры не вызывали особого возражение. Но вот книгоноша открывал ещё одно отделение сумки и доставал другие брошюры, которые уже вызывали явное недовольство властей. Это были брошюры евангелизационого направления: «О готовности Иисуса Христа принимать грешников»- здесь говорилось, что Господь принимает всякого грешника, как бы глубоко он не пал, рассуждение сводится к вопросу о вере, как единственному средству оправдания человека, и практически ничего не говорится о делах, как о главном признаке веры, а значит для спасения человека  в делах нет необходимости – эта мыслю была крамольна для русского сознания. О спасении через жертву Иисуса Христа рассказывали брошюры «Что такое христианин?», «Чему учит Священного Писание», Благодатное дитя», «Приди ко Иисусу Христу», «Взирай на Иисуса», «Встреча со старушкой», «Два старика», «Дружеские беседы», «Иситинная радость», «Неман, военочальник сирийский и его чудесное исцеление в Иордане», «Примирился ли ты с Богом».  Брошюра «Пастух и овцы» утверждает, что добрый пастырь Иисус Христос охраняет наши души от врагов и  человек не способен знать и выбирать путь по которому идти, этот путь выбирает Бог, а следовательно отрицается самодеятельность человека-христианина. Брошюра «Застигнутые врасплох» призывает людей мыслить о небесном, так как до дня суда Божьего осталось совсем немного времени и люди должны бодрствовать. В брошюре «Радостная Весть» утверждается, что милость Божия не измеряется человеческим достоинством и не приобретается человеческими заслугами. И таких подобных брошюр в сумке ещё довольно таки большой выбор это и «Краткое руководство простым людям к чтению Нового Завета» в котором говорится: «читай не торопясь, стараясь понять каждое слово. Если какого слова не поймёшь, подумай, чтобы Господь вразумил тебя; если всё таки не поймёшь, оставь и читай далее, значит ещё не пришло время понять это слов – после поймёшь?» Каждому читателю Библии предоставляется самому толковать Слово Божие! Для русского человека той поры, которому  покоен веков внушалось, что этого делать нельзя такая книжка была, как бальзам на сердце: оказывается каждый способен разуметь Слово Божие. Далее книгоноша доставал переведённые проповеди Чарльза Сперджена «Рай и ад» и «Убеди их войти». Затем доставал брошюры «Брачная одежда», «Пшеница или солома», «Он любит меня», «Иисус Назорей идёт», «Молишься ли ты?», «Два помолодевших старца», «Два братства», «Первая молитва Джессики», «Беседа двух друзей о возрождении», «Звание христианина и его значение», «Мытарь и Фарисей».  Книгоноши также предлагали брошюры содержащие собрание текстов Священного  Писания на определённые темы: «Бог есть любовь», «Жизнь Иисуса Христа по Священному Писанию». Брошюры о возрастание в христианской жизни: «Новая азбука», «Исполняйте ли вы волю Божию», «Брачный пир».

            Мы просмотрели приблизительное содержимое сумки книгоноши. Сумка это понятие условное. Могла быть и телега и лавочка, не всегда все книги были в ассортименте. В отличие от современных христианских магазинов и издательств у книгонош была задача не просто реализовать книжную продукцию христианского содержания. Финансовая прибыль не стояла на первом месте.  Основная задача, которую ставил перед собой книгоноша – привлечь читателей к Спасителю Иисусу Христу, убедить людей, что искренняя вера в Иисуса даёт человеку оправдание и спасение. Вера же от слушание, а слушание от Слова Божия. Люди жадно читали эти книги. Целые селения обращались к вере в Иисуса Христа, образовывались евангельские церкви. Книгоноши были миссионерами второй половины позапрошлого века. Их служение в центральной России, на Волге, Таври и Кавказе приведшее к духовному пробуждению народа трудно переоценить.

 

 
Другие материалы