Притча о немилосердном рабе
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
Подробнее ...
 
 
 
 
 
 
Сестры PDF E-mail

Сёстры.

         Трудно переоценить роль женщин в российском евангельском движении. Чрезвычайная активность русских аристократок обратившихся ко Христу была удивительнейшей чертой петербургского пробуждения. Богу было угодно, чтобы именно женщины взяли на себя заботу об устройстве первых евангельских общин.

 Именно Елизавета Ивановна Черткова пригласила в Петербург лорда Редстока.  Мы уже рассказывали об этом. По природе она была благочестива. Постепенно ей становилось ясно, что новая жизнь во Христе, внутренняя свобода, общение с Духом Святым очень трудно сочетаются с церковными обрядами к которым она привыкла с детства. Ей пришлось преодолеть очень много   внутренней борьбы, прежде чем она поняла, что религиозные привязанности являются огромным препятствием для познания воли Божьей, для жизни под руководством Духа Святого. В её доме на Среднем проспекте в Гавани  проходили собрания верующих. На своём участке она построила специальный дом для молитвенных собраний.

         У Елизаветы Ивановны была родная сестра Александра Ивановна жена полковника Василия Александровича Пашкова. Во многом благодаря усилием Александры Ивановны её муж услышал проповедь о Христе и отдал своё сердце Иисусу. С обращением В. А. Пашкова петербургская община получила прекрасного проповедника и выдающегося организатора. Собрания стали проходить и в его доме на выборгской стороне.

Собрание сопровождалось пением. Вокруг фисгар­монии стояла группа молодых девиц; они свежими голосами пели новопереведенные с английского языка евангельские песни, призывающие ко Хри­сту. Их пение сопровождалось музыкой талант­ливой певицы и труженицы на ниве Божией, Александрой Ивановной Пейкер. Трое из этих мо­лодых девушек были дочери хозяина дома, Паш­кова, трое, дочери министра юстиции, графа Па­лена, и две княжны Голицины.

У княгине Веры Федоровны Гагариной в жизни не было проблем. Она могла себе позволить всё, что только можно себе пожелать – молодая, красивая, богатая, счастливая в браке. Однако внутренне была глубоко несчастной.  Её душа не могла найти покоя, ища чего-то светлого и вечного. Господь открылся ей, показав, что Христос умер за всё человечество и за неё лично.  Это удивительное обращение произошло  в Петербурге. Позже она рассказала   своей племяннице Софьи Ливен о том, как это произошло. На одном из собраний, где Вера Фёдоровна присутствовала.  Лорд Редсток прочел из книге Бития 3:9   Бог обращался к Адаму со словами: «Где ты?» Эти слова проникли ей в сердце и не давали ей покоя. Она спросила себя, если бы Господь задал ей сегодня такой же вопрос, она не знала, что бы она смогла отве­тить, не знала, где находится ее душа: среди спа­сенных или погибших. Услышав в конце собра­ния давно знакомые последние слова Христа на кресте: «Совершилось», внезапно ей открылись ее внутренние глаза, свет проник в ее сердце. Не раз читая это место из Слова Божия или слыша его во время церковных служб, она принимала эти слова как говорящие о конце земных страданий Христо­вых. Но теперь она поняла, что слова эти говорили другое, что на Голгофском кресте была принесена искупительная жертва за все человечество и что искупление, предсказанное пророками, «соверши­лось». Свет свыше озарил ее сердце, и она поняла, что это великое спасение включает и ее и что ей ничего не остается делать, как только верою при­нять его. То, чего она не могла достигнуть ни стараниями, ни добрыми делами — было совершено Христом и давалось ей даром. Перед окончанием собрания лорд Редсток, обратившись к присут­ствующим сказал, что он чувствует, что есть среди них кто-то, кто сегодня должен отдаться Христу или же уже отдался и он просит это лицо встать, что она и сделала. Среди этого, частью еще свет­ского общества, окруженная знакомыми и род­ственниками, молодая княгиня безбоязненно за­свидетельствовала, сказав, что она сегодня приня­ла спасение и отдается Христу. С тех пор она ста­ла одеваться просто и скромно, хотя и красиво и со вкусом. В её доме стали проходить собрания верующих под руководством В. А. Пашкова. Пашков говорил слово, сёстры  пели. Сохранился песенник написанный рукой Веры Фёдоровны. Листая его, мы видим тексты песен, которые пелись в собрании: «Я дам тебе покой», «Душа! Торжествуй в Иисусе!», знакомая нам песня «Покров во время бури», «Что за друга мы имеем» и другие. Муж ее, хотя и не разделял ее взглядов, однако давал ей полную свободу действий.

Сестра Веры Фёдоровны – Наталия Фёдоровна Ливен обратилась ко Христу в Англии ещё до своего замужества. Она пошла из любопытства на собрание в дом бывшего министра Блеквуда и Слово Божие коснулась её сердца. Она верой приняла прощение грехов и искупление через кровь Иисуса Христа. Однако понимание ответственности христианина пришло к ней значительно позже. Муж её был оберцеремонимейстером при Императоре Алексанре II. По вероисповеданию он был лютеранином и не стремился присоединится к новом евангельскому движению. Наталия Фёдоровна была православная.  Когда она сказала мужу, что хочет принять участие в хлебопреломлении, которое будет проводится в  евангельском собрании то он просил её быть осторожной, поскольку это действие соответствует церковному причастию и может вызвать недовольство властей. Он не ставил никаких других препятствий жене для посещение богослужебных собраний евангельских христиан и предоставил ей свободу выбора. Впоследствии он сам посещал собрания и преклонял колени во время молитвы со всеми верующими. В 1881 году,   он умер из-за сильного потрясения перенесённого им после покушения на Императора Александра II. Он отошёл в вечность в мире с Господом. Наталья Фёдоровна впоследствии свидетельствовала, что «проводила его до ворот неба, так прекрасен был его переход». Она осталась одна с пятью детьми. После высылке властями Василия Александровича Пашкова собрания стали проходить в доме Наталье Фёдоровны доме 43 на Большой Морской  улице. Её дочь Софья Ливен    вспоминает: «...приехал к моей матери генерал-адъютант государя с поручением пе­редать ей его волю, чтобы собрания в ее доме прекрати­лись. Моя мать, всегда заботившаяся о спасении душ ближних, начала говорить генералу о его душе и о необ­ходимости примириться с Богом и подарила ему Еванге­лие. Потом в ответ на его по­ручение сказала: "Спросите у его императорского вели­чества, кого мне больше слу­шаться: Бога или госуда­ря?" На этот своеобразный и довольно смелый вопрос не последовало никакого от­вета. Собрания продолжа­лись у нас, как и прежде. Моей матери позже переда­ли, будто государь сказал: "Она вдова, оставьте ее в покое"».

Княгиня Ливен предоставила свой дом также для жительства Ивана Вениаминовича Каргеля. Именно она пригласила его на постоянное жительство в свой дом, где он поселился со всей семьёй. Каргель возглавил общину евангельских христиан Петербурга. Его служение было большим благословением для всех верующих. Он помогал членам общины глубже понять Господа, побуждал их к освящению. Именно благодаря Каргелю у евангельских христиан Петербурга появилось чётко сформулированное вероучение.

         Наталья Фёдоровна пригласила к себе жить также Фридриха Вильгельма Бедекера  - благословеннейшего проповедника Евангелия в России. Почти двадцать лет своей жизни он посвятил служению среди заключённых по русским тюрьмам и каторгам. Каргель и Бедекер проехали всю Россию от Петербурга до Сахалина раздовая по тюрьмам Новые Заветы и Евангелия, благовествую узникам.

         В доме Ливен несколько недель проживал Георг Мюллер из Английского города Бристоля. Его называли отцом сирот. Наталия Фёдоровна считала, что дом принадлежит не ей, а Господу. В 1893 году в доме Ливен появился студент Петербургского Технологического Института Иван Степанович Проханов. В своём доме на Морской 43, Наталья Фёдоровна организовала первую воскресную школу. Среди её учеников был мальчик Коля, будущий известный проповедник, Николай Иванович Пейсти.

         Отличительной чертой Петербургской общины было страстное желание нести евангелие всем людям, причём не только словом, но и делом. Они хотели не только свидетельствовать людям о Христе, но и реально помогать нуждающимся. Господь побуждал христианок  помогать бедным женщинам, которые  находились на самом низком социальном уровне Петербурга. Для этой цели были открыты в разных частях города швейные мастерские для бедных женщин для того, чтобы дать им возможность зарабатывать на дому. Это служение возглавили Александра Ивановна Пашкова, её сестра Елизавета Ивановна Черткова и Вера Фёдоровна Гагарина. В мастерских бедным женщинам выдавали скроенный материал, а когда  те возвращали сшитый заказ, то получали заработную плату  и новый заказ. На работу принимали женщин вне зависимости от их репутации. Расплачивались за работу всегда полностью и немедленно. Руководители мастерских посещали женщин по квартирам, где  беседовали с ними, а на Рождество и Пасху устраивали праздник с подарками и угощениями для них и их детей. На празднике звучало Слово Божие, пелись христианские гимны, возносились молитвы Господу. Дочери работниц имели возможность учится шить в этих мастерских, а во время учёбы им читали и разъясняли библейские истории, читали духовную литературу. За это служение отвечали сёстры Крузе, две сестры Голицыны и дочери Натальи Фёдоровны Ливен. Они образовали специальный комитет, который отвечал за работу в мастерских. Молодые сёстры очень ревностно включилась в работу комитета. Они считали, что дать молодым девочкам профессию очень важно, так как согласно Евангелию очень важно научится зарабатывать самим, а не жить подаянием и не опускаться на дно развратного общества. Некоторые мастерские, на Выборгской стороне и в Гавани изготовляли тонкое дорогое бельё и нужны были работницы-белошвейки. Молодых девушек специально обучали этому ремеслу.

Мать сестёр Голицыных – княгиня Голицина обратилась к Господу во время одного из приездов лорда Редстока. Вместе с нею покаялись две её дочери, которые и стали заниматься с девочками в мастерских. Княгиня Голицина отличалась необычайной кротостью и мягкостью характера. После смерти мужа она потеряла практически всё своё состояние и терпеливо, по христиански, переносила постигшее её испытание.

Сестёр Крузе было семеро. Одна из сестёр вела женскую группу по изучению Библии, другие сёстры были распространителями Евангелия, а также рисовали картины с текстами из Библии. Верующие с удовольствием вешали эти картины в своих домах.

Вещи, сшитые в этих мастерских, затем про­давались на базарах, ежегодно устраиваемых для этой цели в   доме на Большой Морской 43 принадлежащей Ливен. Софья Ливен вспоминала: «Базар этот помещался в малахитовом зале. Зала эта на­зывалась так из-за малахитовых колонн и камина. Покупателей приходило очень много, частью свои знакомые, частью люди с улицы. С прискорбием нужно сказать, что многие из покупателей поми­мо продаваемых вещей соблазнял и малахит, ко­торый они выковыривали из колонн. Из таких ку­сочков делались потом ими брошки и всякие украшения, что и прельщало многих. Чтобы не вводить во искушение «любителей малахита», мать наша прекратила эти базары».

Сшитых вещей становилось всё больше и для продажи было нанято помещение на Вознесенском проспекте, а затем магазин опять перенесли в дом Ливен, но уже на нижний этаж. Продавались детские вещи, постельное бельё и женская одежда. Магазин стал широко известен и петербургские дамы охотно делали в нём покупки, особенно на праздники. Продавщицы свидетельствовали покупателям о Господи Иисусе, объясняли им Евангелие. Посетители магазина охотно слушали. Были даже такие, которые приходили туда специально, чтобы получить утешение и наставление.

Вся эта работа продолжалась до первой мировой войны и была большим благословением как для большого количества женщин и девушек, так и для самих организаторов.

Одной из новообращенных была Юлия Денисовна Засецкая, дочь известного партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.  Ее личность, как и личность Е.И.Чер­тковой, отмечена писателем Н.С.Лесковым. О Ю. Д. Засецкой он писал: «...В ней жило такое сострадание к бедствиям чернора­бочего народа, что она готова была помочь каждому и много помогала. Она первая замечательным пожертвованием основала в Петербурге первый ночлежный приют и сама им занималась, перенося бездну неприятностей... все, что она делала для дру­гих, — это делалось ею не по-купечески, а очень деликатно. Словом, она была очень добрая и хорошо воспитанная женщина и набожная христианка, но только не православная». А вот как он писал о Е. И.Чертковой: «Скажу теперь несколько слов о главнейшей из редстокисток, очень благородной и уважаемой женщине, которую в шутку, но не в насмешку называют "ста­ростихой редстоковской церкви"... "Старостиха" ...замечатель­на уж тем, что, несмотря на всю ее прямоту и кипучую деятель­ность, она стоит совершенно чистой от всяких нареканий... ее даже клевета не чернила. Она считалась образцом строгой чес­тности, и никогда никакое подозрение не касалось ее, как жены Цезаря». Е.И.Черткова стала членом дамско­го комитета посетительниц тюрем.

С 1875 года Мария Григорьевна Пейкер со своей дочерью Александрой Ивановной положили начало изданию религиоз­но-нравственного журнала «Русский рабочий», в котором печа­тались поучительные рассказы, повести и небольшие назида­тельные духовные статьи, далекие от какой бы то ни было ре­лигиозной полемики (догматических споров). Журнал «Рус­ский рабочий» издавался в течение 11 лет (с 1875 по 1885 год включительно). Александра Ивановна Пейкер до своего обра­щения была солисткой Императорского оперного театра; будучи за границей,  обратилась к Господу через проповедь Муди. Вернувшись в Петербург она посвятила себя для служения. Её пение и свидетельства о Господе несли утешения больным, усталым и разочарованным жизнью людям, и одновременно ободряли в следовании за Господом.  У Александры Ивановны открылся талант живо и ясно объяснять Слово Божие. Удивительно, но многие братья именно к ней обращались за помощью в изъяснении непонятных мест Библии. В последствии она очень много сделал для служения среди калек, больных и несчастных. Господь даровал ей особый дар сострадания к этим людям. В свои поздние годы она  будет работать в больнице. Призыв Христа стал для неё важнейшим в жизни. Она была счастливейшим человеком не смотря на то, что намеренно осталась одинокой и незамужней, чтобы служить Тому кого любила больше всего. 

Мы рассказали лишь только о некоторых женщинах-христианках петербургской общины. Их было очень и очень много. Главное, что объединяло русских аристократок отдавших свою жизнь Иисусу Христу это большая активность в служении. Их сила была в бесстрашии и ревности. Мы рассказали о некоторых сторонах огромного служения, которое они несли во имя Господа. Это посещение тюрем, больниц, ночлежных домов. Служение у постелей умирающих бедных людей. Пламенная проповедь в своих поместьях. Размах миссионерской работы первой петербургской евангельской общины до сих пор не исследован. Но сегодня ясно, что огромную роль в этом сыграли русские аристократки, назвавшие себя просто  сёстрами.

 

 
Другие материалы